ХХ век явил нам имена талантливейших художников женского пола, внесших значительный вклад в развитие изобразительного искусства. Заметная роль в этом плане принадлежит, так называемым, «амазонкам авангарда». «Амазонки авангарда» — это шесть художниц русского авангарда: Наталья Гончарова, Александра Экстер, Ольга Розанова, Любовь Попова, Варвара Степанова, Надежда Удальцова. Эти женщины мало общались между собой, некоторые даже не были знакомы, у всех была разная судьба, но их объединило великое слово – авангард.
Наталья Сергеевна Гончарова, правнучатая племянница жены Пушкина Натальи Николаевны, родилась 16 июня 1881 года в семье московского архитектора Сергея Михайловича Гончарова. Наталья Гончарова окончила скульптурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, однако увлечение живописью переселило, и художница стала посещать класс Константина Коровина.
Гончарова Н.С. "Испанки"
Интерес Натальи Гончаровой вызывала религиозная живопись и примитивное искусство. В течение непродолжительного времени ее творчество эволюционировало от импрессионизма к постимпрессионизму и фовизму. В 1907 г. мы можем видеть в ее работах сочетание кубизма и примитивизма. Наталья Гончарова и ее муж – художник Ларионов стали основателями нового живописного метода – лучизма. Гончарова и Ларионов принимали участие в выставках художников авангарда, являлись вдохновителями и организаторами объединения «Бубновый валет», выставки «Ослиный хвост».
Гончарова Н.С. "Евангелисты" 1910
Наталья Гончарова была женщиной с сильным волевым характером. Она носила мужской костюм и была приверженцем свободной семьи. Свой гражданский брак Гончарова и Ларионов оформили лишь в 50-х гг. прошлого века и то лишь по причине сохранения наследства. Наталья Гончарова привлекалась к суду за порнографию, а ее картины на религиозную тему признавались оскорбляющими чувства верующих и запрещались к показам. В 1915 году Наталья Гончарова получила от Дягилева предложение работать в качестве художника для Русских сезонов, после чего вместе с мужем переехала во Францию, где и умерла в 1962 г.
В послереволюционные годы Экстер занималась преподаванием. В 1924 г. Александра Экстер оформляла советский павильон на XVI Международной выставке в Венеции, после чего уехала в Париж и в Россию уже не вернулась. В Париже художница занималась театральными и прикладными работами, а также преподавала в Академии современного искусства.
А.А. Экстер
Александра Александровна Экстер родилась 6 января 1882 г. в семье коллежского асессора. Обучалась в Киевском художественном училище. В 1901 году вышла замуж за адвоката Н.Е. Экстера, после чего устроила в своем дома салон-мастерскую, ставшую центром киевского авангардного искусства. В 1907 г. Александра Экстер уехала в Париж, где обучалась в частной академии «Ла Гранд-Шомьер».
А.А. Экстер "Танец Соломеи"
В 1908-1914 гг. жила в Киеве, Москве, Петербурге, Париже, путешествовала по Италии и Швейцарии. В 1910 г. вступила в объединение «Бубновый валет», в 1913 г. стала членом «Союза молодежи». В 1914 г. организовала в Киеве авангардную выставку «Кольцо». В 1916 г. художница примкнула к группе Казимира Малевича. В эти годы проявился ее интерес к прикладному искусству. Самой яркой страницей творческой биографии художницы стала ее работа в Московском Камерном театре.
А.А. Экстер "Венеция. Панно. 1918"
О.В. Розанова
Ольга Владимировна Розанова родилась 21 июня 1886 года. Она прожила недолгую жизнь и умерла в возрасте 32 лет от дифтерита. Ольга Розанова была очень талантлива и, увы, очень бедна, по этой причине она никогда не выезжала за границу. Ольга Розанова обучалась в школе рисования Константина Юона, а также на курсах училища живописи и скульптуры Большакова.
О.В. Розанова
В 1910 году она переехала в Санкт-Петербург, где стала одним из наиболее активных членов «Союза молодежи». В 1912 году Ольга Розанова познакомилась с поэтом-футуристом Алексеем Крученых, с которым впоследствии ее связывали очень близкие отношения, хотя пара несколько раз расходилась. В 1916 г. она присоединяется к обществу «Супремус», возглавляемому Казимиром Малевичем. К этому времени её стиль претерпел изменения от кубизма и итальянского футуризма к чистой абстракции, в которой композиция создаётся визуальным весом и взаимосвязью цветов.
О.В. Розанова "Зеленая полоса"
Одна из самых известных ее работ – «Зеленая полоса», вошла в число шедевров беспредметной живописи. Ольга Розанова в своих работах часто обращалась к теме игральных карт, ее даже называли червовой дамой русского авангарда.
Было очень интересно прочитать! Спасибо!
ОтветитьУдалитьЖду 2ую часть!)
Очень и очень интересно!
ОтветитьУдалитьС интересом читаю ваш блог))
ОтветитьУдалитьзаходите в гости))
2girls-in-fairytale.blogspot.com
Розанова заинтересовала.
ОтветитьУдалить